166,готическая архитектура средневековья и ее особенности
Содержание:
- Барокко
- Ранняя английская готика
- Французские готические шедевры
- Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
- Период правления Тюдоров, завершающий этап средневековой готики
- Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
- История развития готического интерьерного жанра
- Архитектурные стили античности
- «Тело и душа» готического собора
- Англия: украшенная готика
- Характерные особенности интерьеров готических кухонь
- Ланцетовидная готика, ранний период
- ОЧАГИ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В XII ВЕКЕ
- Готика Англии и Франции
- Викторианская готика, неоготика
- Готический стиль в архитектуре: история
- Декоративные элементы
Барокко
Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.
Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие созданы зодчими.
Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).
Любимый католической церковью (), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.
Стиль барокко в архитектуре Рима, Италия
Ранняя английская готика
В начале XIX в. архитектор Томас Рикман разделил английскую готику на три периода: раннюю, украшенную и перпендикулярную. В Англию готический стиль принес французский мастер Гийом из Санса, начавший в 1174 г. (примерно через тридцать лет после формирования этого стиля во Франции) перестройку восточной части собора в Кентербери. Стиль стал быстро развиваться, и уже ранние английские готические здания (построенные примерно в 1170-1280 гг.) отличаются от французских образцов того времени, как в плане, так и в деталях. Для английских зданий в целом характерны более прямые линии и более четкое разделение на составляющие части и, как следствие, меньшая пространственная целостность.
Фасад Беверли-Минстер (начало XIII в.)
Это здание сочетает в себе черты, характерные для раннего английского фасада: стройные ланцетовидные окна, дверные проемы, разделенные группами колонн с четырехлопастной аркой над ними; выступающие контрфорсы и круглые окна.
Ланцетовидные окна. Ундя-Черч
Окно этой церкви состоит из пяти ланцетовидных проемов, без какой-либо ажурной резьбы. Каменные стойки между проемами стали настолько тонкими, что по сути, являются каменными прутьями — черта, позднее полупившая развитие в украшенном стиле. Над окном расположен выступающий каменный поясок, или слезник, закрывающий их от дождя.
Двойной трансепт. Собор в Солсбери (начат в 1220 г.)
За исключением башни XIV в., собор относится к периоду ранней английской готики. В английских готических церквях трансепты иногда были двойными.
Французские готические шедевры
Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.
В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.
Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.
В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.
Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.
Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.
После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
Период правления Тюдоров, завершающий этап средневековой готики
Строго говоря, архитектура Тюдоров, очень редко выделяется в отдельное направление в литературе, так как является, по сути, поздним периодом перпендикулярного стиля. Тем не менее, мы решили упомянуть его отдельно потому, что это направление отличается рядом уникальных признаков, именно в это время были построены величайшие готический сооружения. Наконец именно Тюдоры сделали всё, чтобы английская готика прекратила своё существование, как ведущий английский стиль.
Временной период: 1485-1603 гг., готическая архитектура относится к правлению Генриха VII и Генриха VIII.
Не верно было бы утверждать, что при Тюдорах развивалась только готическая архитектура, также были популярны замки в романском стиле. Хотя, именно в этот период появились важные .
Арка Тюдоров, пониженная стрельчатая арка и орнаменты (передний план), Кентерберийский собор
Главным признаком и символом этого периода стала пониженная стрельчатая арка (арка Тюдоров), которая использовалась повсеместно, как в готических соборах, так и в замках.
Королевская капелла в Кембридже, фасад
В XVI веке была построена капелла (часовня) королевского колледжа в Кембридже. Это строение, не особенно грандиозное внешне, считается вершиной развития перпендикулярного стиля. Значение капеллы можно сравнить со значением для французов. Здание имеет самый большой потолочный пролёт, выполненный методом веерного свода, а интерьер поражает сложностью оформления.
нтерьер королевской капелл в Кембридже, архитектура Тюдоров
В XVI веке король Генрих VIII проводит церковную реформу и католическое христианство оказывается под запретом, что в свою очередь стало смертельным ударом для готического стиля. Храмы и монастыри закрывались, их имущество изымалось, а всё что связано с римским католичеством объявлялось пережитком отсталого прошлого. Английская архитектура начала постепенно эволюционировать в сторону классицизма, подобные процессы происходили и в других странах Европы.
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая официальная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
История развития готического интерьерного жанра
Это уникальное направление дизайна зародилось во Франции в XII веке. Во времена Средневековья приветствовалось оформление особняков рыцарскими доспехами, массивной классической мебелью из дерева и металла с нарочито грубой отделкой, круглыми окнами в свинцовом обрамлении и множеством деталей обстановки вытянутой вверх формы. Расцвет готического направления искусства произошел в XV веке. В этот промежуток времени архитекторы кардинально изменили представление о постройке домов. Их аскетичные черты до неузнаваемости преобразились благодаря талантливым архитекторам, которым удалось ничем не примечательные дома превратить в достопримечательные замки:
- украсить фасады обилием стеклянных и металлических элементов витиеватой формы, массивными металлическими дверями с кованой отделкой;
- кардинально видоизменить конфигурацию жилых помещений – двукратно увеличить высоту стен за счет установки высоких колонн с массивным основанием, веерных сводов, кессонных потолков, максимально расширить границы комнат для создания ощущения максимального простора;
- произвести установку многочисленных крупноформатных окон в помещениях независимо от их предназначения, будь то спальня или ванная;
Большие окна в готическом стиле
Если нет возможности установить окна стрельчатой формы, используйте панорамное остекление
- заменить межкомнатные двери арками стрельчатой формы;
- использовать для отделки помещений натуральные материалы – мрамор, гранит, ценные породы древесины, изразцы.
Гостиная в готическом стиле: стрелкообразный бордовый потолок, каменные стены, арки вместо дверей и мраморные античные скульптуры в качестве декора
В процессе развития готического стиля дизайна постоянно менялась манера оформления жилья: величественные особняки с обилием позолоченных и бронзовых элементов интерьера приспособились к укладу жизни представителей современности. Сегодня дизайнеры создают интерьер дома в готическом стиле из новомодных отделочных материалов, идеально точно копирующих натуральный камень и древесину, а вместо фресок и росписи украшают стены рисунками со средневековыми сюжетами, выполненными в технике аэрографии. Благодаря этому в домах преобладает атмосфера загадочности, неподдельной роскоши, магического очарования, свойственного готическому стилю дизайна интерьера.
Витражи на окнах в доме в готическом стиле
Ванная комната в готическом стиле: деревянная отделка стен и фактурная штукатурка, подсвечники и настенные бра
Большое зеркало с коваными элементами в готическом интерьере
Архитектурные стили античности
Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.
Древнегреческий стиль
Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:
- архаический,
- классический,
- эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).
Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.
- В архаике — дорический и ионический.
- Во времена классики добавился коринфский.
- Эллинизм использует все три.
Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.
Древнеримский стиль
Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.
Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.
Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия
«Тело и душа» готического собора
Условно собор можно разделить по вертикали на три яруса. В подвальном ярусе размещались складские помещения, мастерские, кухни. Он был недоступен прихожанам и задумывался как нежилой, с толстыми стенами и без окон. В средневековом мировоззрении подвальные помещения являлись символом «нижнего мира», где скрыты суетные, низменные помыслы и нужды человека.
Средний ярус начинался от уровня земли и заканчивался крышей. Он символизировал тело собора — и образно говорил о человеческой природе. На этом ярусе помещалось большое количество скульптур святых, царей или мифологических существ. Стены украшались аллегорическими изображениями пороков и добродетелей. Оконные проемы стали украшаться витражами — целыми композициями из цветных стекол. Они наполняли собор светом и создавали внутри фантастическую атмосферу.
Третий ярус готического собора — башенный, возносящийся в небо. Кроме двух башен на фасаде, в одной из которых находилась колокольня, в этот ярус входили многочисленные пинакли — декоративные башенки с фиалами — декоративными завершениями. Они покрывали крышу базилики подобно лесной чаще. Стрельчатые башни возносились вверх и там истончались, заканчиваясь шпилями.
Готика стала последним стилем Средневековья — на смену ему пришла эпоха Ренессанса. Новые идеи заставили искать другие ориентиры, и зодчие Европы опять обратили свои взоры к античной эпохе. Именно ее достижения вновь преобразили искусство архитектуры.
Трон Карла Великого. Ахенская капелла. Германия. VIII в.
Мавзолей Теодориха Великого. Равенна. VI в.
Аббатство Мария Лаах. Германия. XI–XIII вв.
Пизанский собор. Италия. XI–XIII вв.
Поделиться ссылкой
Англия: украшенная готика
Украшенная готика преобладала в Англии примерно в 1290-1350 гг. Как видно из названия, для этого стиля в целом характерно обилие украшений и декоративной структуры. Здания, построенные в этот период, очень разнообразны. Некоторые из них — С большими и высокими витражами, другие сходны с раннеанглийской готикой в своей сдержанности и строгости. Разнообразна и каменная резьба, для которой характерны разнообразные орнаменты: геометрический, сетчатый — и растительные узоры, разбивавшие окна на все большое число составляющих частей.
Башня. Блоксем
Эта башня — характерный пример украшенной готики. Она завершается острым шпилем, имеет диагонально расположенные угловые башенки и обилие резного декора.
Угловые контрфорсы заканчивались пирамидальными башенками — пинаклями и декоративным фиалом в виде резного шпиля. Детали, характерные для украшенной готики.
Консольным карнизом называют выступающие каменные блоки, или консоли, поддерживающие вышерасположенную кладку. В данном случае такой карниз богато декорирован сложным орнаментом.
Элинор-Кросс. Нортгемптон
Одно из наиболее ранних произведений украшенной готики — часовня с крестом, в Нортгемптоне, построенная в 1290-е гг. на пути, по которому везли тело жены Эдуарда Элеоноры Кастильской.
Характерные особенности интерьеров готических кухонь
За несколько столетий в готическом стиле сформировалось огромное количество уникальных элементов. В разные эпохи дизайнеры и декораторы использовали разные комбинации этих деталей для «конструирования» интерьеров. Из всего многообразия можно выделить следующие основные признаки и элементы, которые можно встретить в готической кухне или столовой:
- Стрельчатые формы, как основной мотив дизайна. Это могут быть стрельчатые арки, порталы дверей, окна, орнаменты в мебели.
- Потолки со сложным оформлением, особенно если интерьер специально стилизован под старину. Вариантов исполнения потолков много – это могут быть и сводчатые потолки, и кессонные, и балочные потолки с разнообразными орнаментами.
- Орнаменты, образованные за счёт пересечения секторов окружностей, традиционный готический орнамент – масверк, но есть и другие.
- Большие окна и витражи ещё один признак, ярко выраженный в готических интерьерах. При этом, витражи также могут использоваться для настенных панно.
- Мебель имеет огромное значение, деревянные предметы интерьера со сложной резьбой. Только наличие нескольких предметов мебели с характерными резными орнаментам, позволяет отнести весь интерьер к готическому.
Естественно, что не обязательно одновременное присутствия всех этих признаков, достаточно нескольких. Мы перечислили только список базовых элементов. Современные неоготические интерьеры предполагают большую степень свободы для дизайнера за счёт различных комбинаций классических элементов, а в готике их огромное количество.
В целом можно выделить два типа готических кухонь и столовых: 1) готические детали использованы в оформлении комнаты (стены, потолок, окна), а наполнение современное; 2) Готическая мебель наполняет обыкновенную простую комнату.
Ланцетовидная готика, ранний период
Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что , где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.
Кентерберийский собор, башня
Название направления «ланцетовидный», связано с распространённой в это время формой окон – узких, высоких, с небольшим стрельчатым завершением. Слово происходит от понятия «ланцет» — заострённый клинок.
Постройки:
- Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
- Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
- Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.
Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.
ОЧАГИ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В XII ВЕКЕ
Если мы на карте окинем взглядом великие памятники готической архитектуры, воздвигнутые в XII в., то увидим, что они группируются вокруг общего центра — центра возникающей политической власти *.
Примечание: Здесь у Шуази неточность. В центральной Франции королевская власть смогла стать таким центром разве только в XV в. В изучаемую эпоху, характеризующуюся ростом коммун и рядом социальных движений, характерною является «борьба за горожан», стремление королей Иль де Франса опереться на город в своем соперничестве с окрестными феодалами. См. Лависс и Рамбо, История Франции, 1892
Отдельные элементы могут быть местного происхождения, но толчок к их развитию всегда исходит из центра. В самом Париже мы видим собор Парижской Богоматери, Сен-Жермен де Прэ, Сен-Мартэн де Шан; в непосредственном соседстве — Сен-Дени, Пуасси; в значительном отдалении — Санлис, Нуайон, Сане, Сен-Жермен; еще дальше от центра — собор в Бурже, собор Богоматери в Шалоне, хоры Сен-Реми в Реймсе и в Монтье ан Дэр, три родственные церкви в Лаоне, Брэне и Музоне и близкую к Нуайонскому собору церковь в Турнэ.
Круг, описанный радиусом в пятьдесят лье (показанный на карте), включает если не все вообще готические церкви первого периода, то по крайней мере все те, в которых первоначальное готическое искусство наиболее ярко выражено. Основная черта, отличающая грандиозные сооружения XII в. в этом районе, заключается в системе уравновешивания, основанной на передаче распора.
Очерченный нами круг — это зона архитектуры, применяющей систему аркбутанов; этот тип распространяется от центра к периферии, из центра он исходит приблизительно в 1130 г. и достигает периферии около 1200 г. Хор в Везлэ находится у самой границы, и в 1206 г. постройка его еще не была закончена.
Здесь кончается тот архитектурный район, где строительные конструкции являются прямым следствием применения аркбутана. Повсюду за пределами этой области архитекторы XII в. не решаются вступать на новый путь, опасности которого они предчувствуют. В Нормандии, во время ремонта нефа в церкви Сент-Этьен в Кане, пытаются заменить аркбутаны цилиндрическими сводами. В Бургундии цистерцианская архитектура пытается применять компромиссную систему аркбутанов, скрытых под крышей.
Анжу и Пуату, которые приняли готическое убранство, по-видимому, в середине XII в., избегают применения аркбутана, придерживаются византийской системы уравновешивания и подчиняются условиям, вытекающим из применения непосредственных опорных элементов для сводов. Именно попытки избежать применения аркбутана приводят в этих областях к появлению смешанного типа архитектуры — полувизантийского и полуготического, образцом которого может служить собор в Анжере.
Готика Англии и Франции
Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.
ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью
В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.
ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест
Викторианская готика, неоготика
В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.
Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).
Вестминстерский дворец, общий вид
Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.
Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец
Крупные постройки:
- Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
- , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
- Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
- Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле,
- Церковь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
- Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
- Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.
Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.
Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.
Готический стиль в архитектуре: история
Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:
- ранняя готика -12 век;
- высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
- пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.
Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.
Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.
По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.
Общее описание готической архитектуры
Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.
Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.
Декоративные элементы
Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.
Готическая архитектура — видео
Готический архитектурный стиль
Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.
Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле
Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.
Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.
Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.
Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.
Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.
Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.
Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.
Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.
Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.