Как правильно самостоятельно покрасить деревянные заготовки

Основные сведения про гуашь

Гуашь — это водная краска. Она создана на основе акварели, но отличается более густой консистенцией и насыщенным цветом, не растекается на холсте. В изготовлении гуаши используют белила, натуральные пигменты и минеральные добавки: фруктовую камедь, мед, глицерин, масла, а также акрил. Чтобы масса стала густой, добавляют крахмал, декстрин, гуммиарабик. Благодаря титановой краске в составе тона гуаши более приглушенные.

Особенности гуашевой краски:

  • можно наносить слоями, на фоне после высыхания вырисовывать мелкие детали и создавать объемные рисунки;
  • засохшая краска в банке растворяется водой;
  • для исправления ошибки в рисунке не нужен химический растворитель.

Пользоваться гуашевой краской легко — просто добавить воды. Она быстро высыхает, безопасна для кожи и легко смывается. Гуашью выполняют художественную роспись на ногтях, используют в боди-арте. Ею заправляют аэрографы и покрывают большие площади.

Материалы для росписи

Для нанесения рисунка на основу из дерева понадобится:

  • Наждачная бумага. Её используют для очищения и обработки поверхности дерева. Это позволяет добиться максимальной точности при нанесении орнамента. Запаситесь мягкой и жесткой наждачкой. Зачистка проводится вдоль волокон заготовки.
  • Морилка. Некоторые техники предусматривают нанесение рисунка сразу на дерево, но порой оттенок необработанного сырья получается слишком блеклым и невыразительным. В подобных случаях стоит воспользоваться морилкой. Она придаст древесине приятный цвет, подчеркнув фактуру сырья.
  • Для нанесения грунтовка понадобится кисть. Однако, если требуется обработать большой участок возьмите валик.
  • Для закрепления росписи подойдет акриловый лак. Но если изделие будет регулярно использоваться (подносы, подставки), лучше выбрать специальное покрытие, предназначенное для деревянной мебели.

Каким лаком можно покрыть

После росписи деревянных предметов красками нужно подождать минимум неделю, а только потом покрыть изделие лаком. Чем дольше разрисованная вещь подсыхает, тем лучше. Если нанести лак на влажную поверхность, рисунок может покоробиться. Перед лакировкой краска должна идеально высохнуть.

Список красок и подходящих лаков:

  • для акрила — акриловый, водно-акриловый, алкидный;
  • для масла — алкидный, на масляной основе;
  • для гуаши — лак глянцевый или матовый для гуаши;
  • для акварели — лак-фиксатив, лак покрывной для акварели;
  • для анилиновых красок — алкидный, акриловый.

В качестве финишного покрытия можно использовать акриловый матовый или глянцевый лак. Применять его разрешается, если рисунок выполнялся акрилом или маслом. Разрисованные масляными красками работы можно покрывать масляным лаком. Правда, он долго сохнет. Для акрила и масла подойдет алкидный или полиуретановый лак. Это вещество тоже долго сохнет, у него неприятный резкий запах, зато дает идеально ровную и блестящую поверхность.

Подготовка

Прежде чем красить фанеру, следует просушить полотно в теплом помещении

Это особенно важно, если материал хранился на закрытом, непроветриваемом складе. Затем полотно отшлифовывается сначала крупнозернистой наждачкой перпендикулярно текстуре

Операция проводится вручную или специальной машинкой. Далее следует обработка поверхности более мелкой наждачкой вдоль рисунка. Края полотна также шлифуются.

После шлифовки следует грунтовка поверхности. На этом этапе работы заполняются мелкие трещины, обеспечивается качественное сцепление между слоями отделки. Далее идут несколько слоев шпатлевки и повторная грунтовка. Такая обработка выравнивает поверхность полотна, создает защиту от трещин. После высыхания грунтовки следует обработка антисептиками, которые повышают устойчивость материала перед огнем, предупреждают появление грибка, плесени.

Как сделать рисунок

В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

  • точечную;
  • с использованием трафарета;
  • рисунка по эскизам.

Трафаретный метод

Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.

Точечный метод

Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

По эскизам

Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать)

Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество

Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

Характеристики акриловой краски

Акриловые краски – это водно-дисперсионные красители, в основе которых лежат полиакрилаты (сополимеры), формирующие защитную пленку.

Основные компоненты смеси:

  • цветовой пигмент – предназначен для получения необходимого цвета, повышения показателя устойчивости к ультрафиолетовому воздействию;
  • полимерная акриловая эмульсия;
  • вода.

Преимущества покрытия:

  1. Прочность, повышенная устойчивость к изнашиванию. Свежий краситель можно легко убрать с поверхности изделия. А когда покрытие полностью засохнет, оно уже не будет пропускать воду, и, в отличие от акварели, его можно мыть водой.
  2. Стойкость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовым излучениям, температурным перепадам и механическим повреждениям. Краска не выгорает, не теряет свою первоначальную яркость после продолжительного периода эксплуатации деревянных изделий.
  3. Быстрое высыхание обработанных поверхностей. Через 2 часа после нанесения первого слоя красителя можно накладывать второй.
  4. Краска экологически безопасна для окружающей среды. Она не содержит вредных компонентов для человека, а при нагревании не выделяет токсичных веществ. Поэтому при работе с красителем не требуются дополнительные средства защиты.
  5. После застывания краски на поверхности обработанных предметов формируется защитная пленка, на которой не образуются трещины. Материал не боится высоких температур.
  6. Акриловое покрытие является паропроницаемым, поэтому не мешает выведению паров из дерева.

При выборе цвета для изделия необходимо учитывать, что первоначальный тон краски на основе акрила после ее высыхания на деревянной поверхности становится темнее.

Покрасить мебель впервые или заново

Как мы уже упоминали, процесс окрашивания дерева в первый раз отличается от обновления покрытия. Неокрашенное изделие впитывает часть красящего состава. Чтобы этого не происходило, поверхность необходимо загрунтовать или покрыть первым слоем краски, который выполняет аналогичную функцию. Например, краски для росписи по дереву Верненской мануфактуры не требуют предварительной обработки поверхности, а для впитывающих и глянцевых поверхностей первый слой выступает своеобразной грунтовкой. Главное, до начала работ очистить и обезжирить изделие.

Обновление покрытия или покраска ранее окрашенной мебели ставит перед мастером немного другие вопросы: обязательно ли снимать старую краску, можно ли красить лакированную мебель и что делать с царапинами и вмятинами.

Можно не удалять

Старое покрытие служит грунтующим слоем, благодаря ему новая краска лучше держится. Если старый слой крепко держится, не потрескалось, подходит по цвету и фактуре, то снимать его не нужно. Краски для росписи по дереву, которые вы найдёте в нашем магазине, достаточно укрывистые, чтобы перекрыть предыдущие слои лака и контрастный цвет.

В том, что снимать старое покрытие не требуется, есть несколько важных достоинств. Во-первых, не нужно делать тяжёлую и нудную работу, а можно потратить силы на творчество. Во-вторых, так дерево не подвергается лишний раз механическому или химическому воздействию, поэтому дольше сохраняется и служит вам.

Бывает, что мебель уже многое повидала, а старая краска отшелушивается и покидает её самостоятельно. В такой ситуации тоже можно не снимать покрытие полностью, но точно нужно обработать наждачной бумагой и убрать всё, что плохо держится.

Ламинированная и глянцевая мебель

Покрытые лаком, ламинированные и глянцевые изделия вызывают больше всего сложностей при обновлении поверхности. Большинство составов на них не ложится, а слезает плёнкой, поэтому приходится снимать старый слой целиком или отказаться от надежды что-то поменять.

Верненская краска для росписи по дереву ложится на самые сложные материалы, в том числе ламинированную ДСП и лакированные изделия. Перед покраской нужно только слегка ошкурить поверхность для снятия блеска и очистить её от пыли, так специальная формула краски обеспечит хорошее сцепление.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью

Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Инструменты и материалы для подготовки заготовки под росписьСостав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенциюОбработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу

Набор художника – составляющие

Чтобы научиться рисовать, не обойтись без красок. Покупать лучше сразу качественные краски, ведь слишком дешевые хуже ложатся, следовательно, процесс обучения будет менее продуктивным. Новичку не стоит тратиться на профессиональный набор: чтобы начать рисовать с нуля, достаточно иметь основные цвета:

  • белила титановые,
  • желтый (лимонный, средне-желтый, охра желтая),
  • красный (кармин, кадмий),
  • синий,
  • изумрудный и светло-зеленый,
  • черный.

Проще всего работать с гуашью, но взрослый или школьник вполне может справиться с акварелью. Идеальный вариант – не обычная детская, а акварель для художников, которая имеет лучшее качество. Бюджетные наборы из 24 цветов стоят 400-500 рублей. В принципе, для художника достаточно и пяти тонов (красный, синий, желтый, белый, черный), а остальные можно создать путем смешивания. Для соединения красок нужно сразу купить палитру. Форма, материал могут быть любыми. В продаже есть круглые, овальные, квадратные палитры, изделия из дерева, пластика. Размер палитры тоже остается на выбор пользователя.

Не менее важно выбрать хорошую кисть. Начинающим достаточно трех кистей, разных по размеру

Также можно дополнительно купить тонкую кисточку для выполнения точечных рисунков, мелких деталей. Популярнее всего беличьи кисточки – они отлично вбирают воду, дольше отдают ее, потому рисуют без пятен, полос. Такая кисть хороша для лессировки или создания четких контуров.

Подойдет художнику-новичку и колонковая кисть – круглая, с острым кончиком. Ею тоже удобно прорабатывать тонкие контуры, изящные детали в технике рисования акварелью. Обязательно в наборе должна быть плоская широкая кисточка для заливки. Ею выполняют фон или полосы по большой площади холста, листа бумаги. Со временем в коллекцию кистей обычно добавляют веерные, линейные, ретушные

Важно осмотреть кисти на предмет надежности соединения ворса и ручки – оно должно быть очень крепким

Прочие принадлежности в наборе художника:

  1. Бумага. Для акварельных красок следует покупать специальную бумагу с низким впитыванием, которая не позволит воде промочить лист до его полного высыхания. На простой бумаге для принтера акварель обычно расползается. Лучший вариант – бумага горячего прессования, она дополнительно имеет очень гладкую поверхность.
  2. Разбавители. Специальные растворители потребуются для разведения масляных красок. Обычно для этого используется льняное масло или терпентин. Органические растворители применять не рекомендуется – они портят структуру масляной краски, убирают красивый блеск. Тем не менее, для очистки кистей от краски нужно купить скипидар, уайт-спирит.
  3. Холст. Обычно используется для рисования маслом или акриловыми красками. В магазинах есть готовые холсты в подрамниках изо льна, хлопка, синтетики. Натуральные ткани плотные, мало провисают, рисунки выглядят на них более красиво. Самостоятельно сделать холст тоже можно. Для этого надо купить подрамник, обтянуть тканью, после ее прогрунтовать. По мере высыхания грунтовки холст перетянуть немного плотнее.
  4. Мольберт. Рекомендуется приобретать его, если рисованием планируется заняться всерьез. Мольберт ставится на уровне глаз, что дает отличный обзор картины, помогает правильно работать и быстро искать недочеты. Для малых холстов в продаже есть мини-мольберты.
  5. Защитный лак. Желательно покрыть картину лаком, это поможет предохранить ее от ультрафиолета, сделает краски насыщенными.

Также для составления набора художника нужно купить баночки для кистей, влажные салфетки, хлопковые тряпочки. Для работы с маслом потребуется мастихин – лопатка для густой краски, удаления засохшего материала и нанесения красивых мазков. Еще стоит купить масленки с зажимами (простые или двойные), которые содержат краску и легко крепятся к палитре.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой

При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два

Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Пейзаж с осинами

Все деревья по-своему прекрасны, осины не исключение. Мы решили изобразить великолепный пейзаж с помощью акриловых красок. Кроме акрила, потребуется:

  • холст (можно использовать обычную бумагу);
  • кисть;
  • салфетки;
  • вода.

Сразу нужно сказать о том, что эта картина будет сложна для новичков. На неё уйдёт много времени. Наш вариант рисуется сразу без набросков, но вы можете попробовать создать их самостоятельно.

Рассмотрим, как нарисовать осину:

  1. Подготовим холст. Возможно, у вас получится рисовать на мольберте. Сделаем несколько вспомогательных линий голубой краской. Ими мы обозначим, где будет находиться горизонт, тропа, деревья и горы.
  2. Используя синий и голубой цвет, закрасим небо. Верхушка должна быть тёмной, ближе книзу цвет сделайте светлее. Тёмным синим цветом закрасим горы. Они имеют неровную форму и острые вершины. Располагаем горы по всему горизонту. Участки, находящиеся ближе к краям, пририсовываем узкими линиями.
  3. Теперь нам нужно изобразить землю, которая находится на заднем плане. Используем для этого коричневый цвет и белила. Оформляем нужный участок. Оставляем подсыхать, а пока вернёмся к небу.
  4. Смешаем голубой и белый для облаков. Чтобы они получились воздушными нарисуйте большую их часть смешанным цветом, а верхние контуры закрасьте белым.
  5. Вернёмся к нижней части рисунка. Закрасим его тёмным коричневым цветом, можно даже чёрным. В коричневый цвет добавьте белила и проведите линию тропинки. Чтобы она смотрелась, естественно, ещё раз осветляем коричневый и добавляем светлые участки.
  6. Нам потребуются яркие цвета. Это оранжевый, жёлтый и коричневый. Мы расположим наши деревья по бокам дороги. Определите места расположения крон.
  7. С помощью техники «Пуантель» (точечные мазки) изобразим листья. Сначала делаем жёлтые наброски, добавляем к ним коричневый для теней и несколько оранжевых промежутков. Расположите кроны как можно ближе друг к другу, участков неба практически не должно остаться.
  8. Теперь нужно добавить стволы. У осины они очень стройные. К тем деревьям, что расположились на заднем фоне протяните тонкие линии коричневой краской, добавьте несколько веток. Чтобы появился свет и тень, добавьте тёмный коричневый цвет, с одной стороны, и белый с другой.
  9. Оформляем ближние осины. Смешиваем белила и чёрную краску до получения серого. Прорисовываем тонкие столбы. Чёрной краской добавляем веточки и несколько пятен на коре.
  10. Как рисовать осины разобрались. Пейзаж почти окончен. Осталось прорисовать траву. Её сделаем зелёной. Нанесём на нужные участки тонкой кисточкой и маленькими мазками.

Работа завершена, получился прекрасный пейзаж.

Рисуем дуб красками

Реалистичный рисунок дуба выполняется легко даже акварелью. Вам пригодятся следующие материалы:

  • набор акварельных красок;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • бумага повышенной плотности;
  • ручка черная гелевая;
  • кисточка с синтетическим ворсом скругленная;
  • вода.

Приступаем к созданию пейзажа:

  1. Делаем набросок – проводим горизонтальную черту, штрихами обозначаем ствол. От ствола рисуем ветки, схематичные и неровные, изогнутые, пересекающиеся.
  2. Контуры обводим ручкой, лишние и вспомогательные линии стираем.
  3. Красками коричневого оттенка раскрашиваем ствол, короткими штрихами наносим на корни. Сверху сначала красим ветки и ждем их высыхания.
  4. Пока ветки сохнут, зелеными цветами подкрашиваем траву, лес на горизонте. Чтобы подчеркнуть горизонт, можно смешать синевато-зеленый тон.
  5. Разводим голубую краску, закрашиваем небо.
  6. Снова занимаемся кроной: закрашиваем листву смесью желтого и зеленого.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью

Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.

Инструменты и материалы для подготовки заготовки под роспись

Состав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенцию

Обработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу

Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства

Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.

Мезенская и петриковская роспись по дереву

Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:

  • орнаменты красно-чёрного цвета;
  • дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
  • многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.

Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.

Дощечка, украшенная мезенской росписью

В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода

Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.

Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.

Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи

В росписи преобладают красные и зелёные оттенки

Гжель и городецкая роспись

Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

Техника нанесения состоит из нескольких этапов:

  • нанесение фона;
  • рисование крупных цветных элементов;
  • прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
  • нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Хохлома и жостовкая роспись

Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.

Основная гамма цветов:

В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.

Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.

Прочие виды росписи по дереву

Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.

Вид росписи Описание

Палех

Федоскинская

Северной Двины

Прикамская

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными

На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

Краска для дерева — внутри и снаружи

Наружные работы

Цель покраски в первую очередь влияет на выбор материала: некоторые составы проявляют свои лучшие качества при наружной отделке, но использовать их внутри помещений не рекомендуется, а другие созданы для внутренних работ и почти бесполезны на улице.

Особенности наружной отделки диктуют материалам свои требования. Краска для фасада дома и садовой мебели, беседки и забора выдерживает переменчивые климатические условия: жару, солнечные лучи летом, высокую влажность и мороз в холодное время года. Под влиянием ультрафиолета и погодных условий цвет не должен бледнеть, а само покрытие — трескаться и разрушаться от внешнего воздействия. Окрашивание защищает дерево от гниения и насекомых и выполняет не только декоративную функцию.

Внутренняя отделка

Внутренние работы в жилом помещении первую очередь должны быть безопасными как во время проведения ремонта, так и после, в период эксплуатации. Некоторые материалы выделяют в воздух летучие органические соединения. Они вредят окружающей среде, накапливаются в организме человека и способствуют возникновению аллергий и хронических заболеваний. Во время работ с подобными материалами обязательно использовать средства защиты кожи и дыхательных путей и тщательно проветривать помещение. Уберечь себя и свою семью от лишнего вреда можно, если остановить свой выбор на экокраске. Натуральные компоненты в составе лакокрасочных материалов позволяют людям с особой чувствительностью, детям и беременным красить и не бояться за здоровье себя и близких.

Технические требования к краске для дерева отличаются в зависимости от помещения и будущего использования: в ванной, кухне и других комнатах, где необходима частая влажная уборка и неизбежны перепады температур, поверхность мебели должна быть к этому готова. Обычно производители указывают стойкость к воде и моющим средствам на упаковке товара.

Краска для росписи по дереву в детской комнате отвечает ещё более жёстким требованиям: она должна быть абсолютно экологически безопасной, прочной и стойкой к мытью. Ведь ребёнок растёт, играет, исследует мир и начинает с собственной комнаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector