Плата за электроэнергию на одн: как посчитать площадь общедомовых помещений?
Содержание:
- Нормативы в разных субъектах РФ
- Что такое общедомовые нужды
- Как изменится расчет ОДН в 2017 году
- Тарифы на общедомовые нужды в многоквартирном доме с 1 января 2020 года
- Какой норматив начисления в регионах?
- Как производится расчет на каждого потребителя
- Формула расчета ОДН по электроэнергии
- Изыскания судей.
- Суть лжетеории
- Как уменьшить ежемесячную оплату?
- Что это такое отопление ОДН в квитанции?
Нормативы в разных субъектах РФ
Какой норматив установлен государством? Нормативы ОДН по электроэнергии различаются в разных регионах РФ, так как их размер устанавливается органами гос. власти субъекта федерации.
Также размер норматива зависит от оснащения дома различными приборами, потребляющими электроэнергию (лифты, насосы подачи воды, насосы отопления и прочее). Также значение имеет этажность МКД.
Указанные нормативы приходятся на 1 м2 площади помещений, относящихся к общему имуществу.
В Ростовской области:
- 0,6 кВт/ч за дом без лифта;
- 1,7 кВт/ч в доме, оснащенном лифтом;
- наличие насоса прибавляет 0,9 кВт/ч к нормативу.
В Саратовской области установлены такие нормативы:
- от 0,59 до 2.12 кВт/ч в зависимости от этажности за освещение;
- 2,44 кВт/ч в 6-9 этажных, 2,74 в 10-этажных и выше домах за лифт;
- от 0,97 до 2,41 кВт/ч за насосное оборудование в зависимости от количества этажей в доме.
В Московской области нормативы складываются в зависимости от наличия дополнительных приборов, потребляющих электроэнергию:
- от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
- от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
- от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
- от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.
По этой причине размеры оплаты за ОДН по электроэнергии могут значительно различаться как в одном городе/регионе, так и среди различных субъектов федерации РФ.
Что такое общедомовые нужды
В рамках 36 статьи Жилищного кодекса РФ к общедомовому имуществу многоквартирного дома относят помещения, которые не являются собственностью жилья, но являются местами общего пользования. В рамках указанной статьи четко определен перечень такого имущества.
ОДН, это:
- Подъезд: лестничная клетка, пролеты.
- Лифты.
- Чердак.
- Техническое помещение.
- Подвал.
- Помещение, в котором расположены инженерные коммуникации.
- Помещения, для досуга жильцом: детская комната, зеленая зона и т.д.
Также в данную категорию входит придомовая территория: пешеходные дорожки, клумбы, лавочки и столы у дома для отдыха, детская площадка.
Не следует забывать про:
- Электроэнергию, которая потребляется для освещения подъезда и двора в ночное время суток.
- Водоснабжение, используемое для полива клумбы у дома и уборки помещений.
- Отопление подъезда, в зимнее время года, поскольку в рамках закона температура в холодное время не должна быть ниже 16 градусов.
Все перечисленное относится к общедомовым нуждам и должно быть оплачено, наравне с остальными коммунальными услугами.
Как изменится расчет ОДН в 2017 году
С первого апреля 2016 года в квитанциях, предъявляемых гражданам, плата за ОДН должна была переместиться со строки «коммунальные услуги» в «содержание жилого помещения».
Однако реализацию данного законопроекта перенесли на 1 января 2017 г. Одной из причин переноса стал тот факт, что не все регионы определили и утвердили нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Принятые не позднее ноября 2016 года показатели будут взяты за основу при расчете размера платы на содержание жилого помещения.
Теперь управляющие организации будут не вправе включать в счета потребление ресурсов выше принятого норматива для конкретного типа дома. Весь перерасход ресурсов они будут обязаны относить либо на собственный счет, либо принимать меры по устранению вероятных аварий и перерасходу ресурсов собственниками, жилье которых не оборудовано счетчиками.
Так как федеральный закон вступит в силу со дня его официальной публикации, у управляющих организаций еще остается время, чтобы оснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами учета при их отсутствии. Если заранее не сделать этого, в дальнейшем могут возникнуть проблемы при распределении затрат на общедомовые нужды по нормативу и сверх него между всеми собственниками помещений дома. Также управляющие организации смогут понять энергоэффективность или, наоборот, определить неэффективные траты ресурсов того или иного многоквартирного дома, исходя из его сверхнормативного потребления ОДН.
В том числе благодаря изменениям в расчете нормативов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), еще одним нововведением будет исчезновение из общедомовых нужд графы за вывоз ТКО. Теперь они будут рассчитываться исходя из числа проживающих в квартире, а не от площади жилья.
Еще одним нововведением станет исчезновение из счетов строки за текущий ремонт помещений, используемых для общедомовых нужд. Но если общее собрание собственников дома примет решение о сохранении существующего порядка начисления платы, он может быть сохранен. В таком случае, изменения коснутся только тарифов, которые также будут соответствовать общепринятым и утвержденным местными органами власти нормативам для конкретной категории домов (этажность, район, амортизационный износ, и пр.).
Основная цель всех этих нововведений — сокращение непомерных платежей на общедомовые нужды, которые порой достигают больших сумм, чем расходы жильцов на содержание их собственности. Будет меньше возможностей для управляющей компании списывать на общедомовые нужды потери из-за некачественного содержания инженерных сетей. Например, будет четко закреплено количество потерь при промывке сетей горячего водоснабжения и отопления (которые проводятся 2 раза в год). Нормативы будут определять предельное потребление ресурса на эти цели для конкретной категории домов.
Несомненно, все изменения нацелены на снижение размера коммунальных платежей, но как эти правила будут работать в действительности — покажет только практика.
Вам также может быть интересно:
- Как передать показания счетчика, максимально сэкономив время?
- Управляющая компания ЖКХ – что это такое?
- Что входит в содержание и ремонт жилья в квитанции
Дополнительные продукты ЖКХ:
- Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
- Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
- Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет
- Мобильный монитор руководителя ЖКХ
- Мобильное приложение Заявки мастера ЖКХ
Тарифы на общедомовые нужды в многоквартирном доме с 1 января 2020 года
- ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
- ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован.
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях.
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете.
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%.
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь.
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН.
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Какой норматив начисления в регионах?
Единого тарифа на электроэнергию для коллективных нужд не существует – показатели устанавливают регионы самостоятельно на основе анализа данных учёта по множеству объектов.
Среднее значение узаконивают в качестве норматива. Факторы, влияющие на величину показателя:
- локальный отопительный агрегат;
- лифтовый подъёмник;
- насосное оборудование;
- освещение и наличие коллективного счётчика.
Как должны уведомлять об отключении электричества за неуплату, читайте здесь.
Действующие в текущем году нормативы по регионам изменяются в широких пределах и достигают значения 7,0 кВт*час/мес. за 1 м².
В Новосибирской области норматив дифференцирован по этажности домов:
- МКД3 – 0,907;
- МКД5 – 2,210;
- МКД12 – 4,411;
- МКД13 – 6,128―7,014 кВт*ч (зависит от присутствия подогрева).
Саратовские жители платят за ОДН в МКД2 0,59; МКД4 – 0,84 кВт*час.
Ростовчане в аналогичных условиях (только освещение) – 0,6; при наличии лифта – 1,7 кВт*час/мес. за 1 м².
Как производится расчет на каждого потребителя
Существует два разных способа исчисления платежа на каждого потребителя. Они отличаются точностью конечной суммы. Выбор зависит от наличия общего прибора учета расходов электроэнергии в МКД.
Если есть общедомовой счетчик
При наличии показаний из двух источников расчеты проводятся по такой логике:
- Подсчитывается совокупный расход света всех квартир за месяц.
- Из показаний общедомового прибора учета вычитается совокупный расход жителей.
- Полученная суммы делится на все квартиры с учетом их общей площади.
Таким образом, каждый человек получает платежку с точными данными о расходовании электричества за предшествующий месяц
Некоторая несправедливость данного способы состоит в том, что при распределении расходов во внимание принимается площадь квартиры, а не количество прописанных людей. Однако данный способ более приемлем для пользователей ввиду его точности
Подсказка: трудность использования общедомовых показаний состоит в необходимости собирать показания квартирных приборов учета. Без таковых вычислить показания не представляется возможным.
Необходимо знать, что коммунальные службы ориентируются не на точные цифры расхода ресурса, а на внутренние формулы потребления. По данным за последние двенадцать месяцев они определяют средний расход. Исходя из его значения начисляют платеж за предшествующий период.
Если общего прибора в доме нет
Отсутствие точного учета потребления ресурса приводило до начала 2017 года к повышению начислений за электричество на ОДН до уровня в 30%. Таковое не соответствует реальным показателям расходования ресурса. Поэтому Правительство РФ внесло в методику следующее изменение:
- власти субъектов федерации обязаны установить повышающие коэффициенты для зданий разного типа;
- таковые должны быть доведены до сведения:
- коммунальных служб, осуществляющих начисление сумм за потребленные ресурсы;
- населения.
Таким образом, власти пошли по пути унификации начислений. Использование повышающего коэффициента не отражает реальные расходы электричества. Однако правило позволяет ограничить коммунальщиков в размерах сборов на общее потребление.
Формула подсчета
Для определения суммы платежа с каждой квартиры необходимо установить относительную площадь используемого полезного пространства. Делается это по формуле, приведенной в правительственном постановлении. Она такова:
Рож = Норм х Поо х (Пкв / Поб), где:
- Норм — коэффициент, установленный правительством региона для данного типа здания;
- Поо — площадь общего пользования;
- Пкв — размер квартиры;
- Поб — площадь всего здания.
Формула содержится в Приложении 2 к Постановлению Правительства РФ № 354 (возможны изменения).
Формула расчета ОДН по электроэнергии
Расчет ОДН это определенный процесс, который расписан в . Он предполагает наличие в доме прибора учёта, который позволяет снимать показания затрат энергии дома в целом, после этого производится индивидуальный расчёт для каждого жилища, с учетом полезной площади.
Размер оплаты за электричество для домовых нужд от каждой квартиры рассчитывают по утверждённой формуле:
Родн = V одн × T,
Где, VОДН — это количество электроэнергии, рассчитанное на индивидуальное жилище;
T — тариф за электричество.
На расчёт оплаты влияет и наличие общего счётчика, установленного на вводе в дом. Этот факт влияет на размер V одн из расчётной формулы.
При наличии общего прибора учёта количество киловатт, приходящееся на каждую квартиру, рассчитывают по формуле:
V одн= (V общий– V подъезда – V квартир – V норма )/S дома*Sквартиры
где:
V общий – это расход электроэнергии по домовому прибору учёта,
V подъезда – расход электроэнергии на подъездное освещение,
V квартир – расход электричества, потреблённого всеми квартирами МЖД, оборудованными приборами учёта,
V норма – расход электричества, потреблённого квартирами МЖД, не оснащёнными приборами учёта,
S дома – площадь всего жилого дома,
Sквартиры – полезная площадь квартиры.
На точность вычисления количества энергии, которая выставляется к оплате жильцами, по ОДН влияет одновременность снятия показаний с потребительских приборов учёта. На практике эти показания передаются в УК или председателю ТСЖ 25 числа текущего месяца.
Рассчитать можно и другие услуги на ОДН:
- за отопление;
- за водоотведение;
- за водоснабжение.
В случае отсутствия общедомового счётчика, плату за электроэнергию по ОДН рассчитывается по коэффициентам, которые рассчитаны и утверждены региональными энергетиками. Коэффициент – это усреднённая цифра, при определении которой в расчёт закладывались максимальные часы горения ламп и мощности электропотребляющего оборудования.
Не забываем так же, что свои нормативы установлены и по потреблению в квартире.
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).
* * *
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.
В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.
Суть лжетеории
Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (КР СОИ), а при непосредственном управлении – коммунальные услуги на общедомовые нужды (КУ ОДН), ничем не отличаются от коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях многоквартирного дома (МКД).
Отсюда следуют несколько выводов:
1) КР СОИ (КУ ОДН) физически расходуются в помещениях (или на других элементах), входящих в состав общего имущества. Процесс потребления (расхода) таких ресурсов (услуг) ничем не отличается от процесса потребления коммунальных услуг в помещениях многоквартирного дома, находящихся в собственности отдельных собственников.
2) Для потребления КР СОИ (КУ ОДН) указанные ресурсы должны быть поданы к месту потребления по соответствующим элементам инженерной сети – то есть, имеется возможность определения конкретных точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) – это может быть либо одна точка (конкретный водопроводный кран или ввод для подключения электрооборудования), либо некий отдельный участок сети, объединяющий несколько (все) точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сам, в свою очередь, запитанный от некой конкретной точки соответствующей внутридомовой инженерной сети. Например, широко распространено мнение, что в случае оборудования дома двумя электровводами – отдельно на электропитание помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и отдельно на электропитание всего остального (общее имущество), то электроэнергия на СОИ потребляется исключительно по второму вводу (на общее имущество).
3) Обязанность устанавливать приборы учета всех коммунальных ресурсов утверждена федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Таким образом, КР СОИ (КУ ОДН) подлежат учету путем оборудования соответствующих приборов учета (даже предлагаются различные названия таких приборов – например, «ОДН», «МОП»). Отказ от установки в доме такого прибора приводит к тому, что рассчитанный объем КР СОИ (КУ на ОДН) включает в себя не только тот объем, который фактически потреблен на содержание общего имущества (например, вода на мытье полов и стен в подъездах, электроэнергия на освещение мест общего пользования и т.п.), но и объем ресурса, потребленного способами, не подпадающими под определение ресурса, потребленного при содержании общего имущества – например, неучтенное потребление при фальсификации показаний приборов учета в помещениях дома, при проживании в квартире без регистрации в отсутствие приборов учета, потери коммунального ресурса вследствие утечек и т.д. В примере из п.2 предлагается устанавливать отдельный электросчетчик на электроввод, питающий участок сети, обеспечивающий электроэнергией общее имущество, и считать этот электросчетчик прибором измеряющим объем КР СОИ (КУ ОДН).
Приверженцы лжетеории придают объему потребленных КР СОИ (КУ ОДН) конкретный физический смысл (например, считают, что холодная и горячая вода на СОИ потребляется именно на мытье подъездов, а электроэнергия на СОИ – на освещение тех же подъездов), соответствующим образом производят «экспертную оценку» объемов потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сравнивают полученные результаты с предъявленными к оплате. Следствием как раз являются возмущенные высказывания типа: «Не может быть, чтобы на мытье одного подъезда в пятиэтажке в месяц потратилось бы 5 тонн воды!», «Вода на мытье подъездов набирается в квартирах, ее объем учтен индивидуальными приборами учета, поэтому никаких ОДН по воде быть не может вообще!», «В подъезде горит 5 светодиодных лампочек по 5 Ватт, даже если они будут гореть круглосуточно, это всего лишь 18 киловатт-часов, а нам к оплате выставляют 150 киловатт-часов на всех!».
Кроме того, лжетеоретики полагают, что отказ от установки приборов учета «ОДН» (или «СОИ», или «МОП») является нарушением действующих норм законодательства, якобы УО/ТСЖ/ЖСК/РСО отказываются от установки таких приборов с целью неправомерного завышения объема предъявляемого к оплате собственникам помещений коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества (коммунальных услуг на ОДН). В итоге предъявляются требования к установке неких приборов учета, измеряющих КР СОИ (КУ ОДН), причем название таких приборов остается неопределенным – то ли это прибор учета КР СОИ, то ли КУ ОДН, то ли коммунальных ресурсов, потребляемых в местах общего пользования (МОП).
Как уменьшить ежемесячную оплату?
До начала 2017 года в квитанции потребителей включалась вся рассчитанная по формуле сумма, однако, с указанной даты расходы по ОДН переведены в жилищную услугу и строго регламентированы нормативными показателями. То есть максимально приближены к реальным цифрам потребления. Обновлённые правила расчёта стоимости содержания многоквартирных домов, одобрены распоряжением .
По закону размер платы по ОДН по установленным нормам не должен быть выше определённого каждым регионом процента. Предельный порог нормативного показателя закреплён документально и доступен для изучения широким массам населения.
Превышение утверждённых нормативных цифр ложиться на убытки эксплуатирующей жилищной организации. Для возмещения в квитанции потребителей не включается. В случае обнаружения цифра предъявленной к уплате за ОДН по электричество свыше положенного лимита жильцу необходимо обратиться в УК с требованием разъяснения предъявленной сверхнормативной цифры и выполнения перерасчёта за излишне начисленную сумму.
В случае не выполнения перерасчёта жильцом может быть инициировано судебное разбирательство по вопросу превышения начислений, но для этого важно иметь все платёжки, как доказательства начислений ОДН. Увеличение общего расхода электричества может быть вызвано несанкционированными сторонними подключениями
В случае обнаружения таких фактов жильцы должны обратиться в УК с заявлением о пресечении воровства энергии и тем самым уменьшении оплаты за неиспользованные киловатты
Увеличение общего расхода электричества может быть вызвано несанкционированными сторонними подключениями. В случае обнаружения таких фактов жильцы должны обратиться в УК с заявлением о пресечении воровства энергии и тем самым уменьшении оплаты за неиспользованные киловатты.
Шагом к экономии электроэнергии будет замена электропроводки, у которой истёк срок службы. Старая проводка допускает потери энергии, оплата за которую также ложиться на плечи потребителя.
На уменьшенный размер уплаты за ОДН могут рассчитывать льготные категории граждан. Так предусмотрены льготные скидки на плату коммунальных платежей, в том числе и на содержание мест для совместного пользования.
На практике, основную часть ОДН на нужды энергообеспечения расходуют на освещение подъездов. Далее затратная часть располагается следующим образом – лифты, насосы для подкачки воды и электрооборудование для ремонта дома. В целях экономного расхода энергии, рачительным хозяевам, можно составить мероприятия по снижению использования электричества, что снизит денежные траты на оплату коммуналки.
Что это такое отопление ОДН в квитанции?
По Постановления Правительства №354 (06.05.2011) расчеты за отопление проводятся по двум главным категориям:
- потребление отдельным частным жильем;
- объем коммунального ресурса, который расходуется на общедомовое хозяйство.
ОДН отопление – это количество энергии, израсходованное на отопление подъездов, паркингов, служебных помещений. Сумма оплаты зависит от наличия/отсутствия ОПУ, площади квартиры, периода оплаты, выбранной методики расчета. Методик есть несколько: по нормативам и тарифу. Устанавливать коллективные приборы учета выгодно, так как в данном случае оплата производится только в отопительный сезон. Нормативы и тарифы устанавливаются ежегодно местными властями, за отопление ОДН расчет производится пропорционально площади квартир.