Особенности вязки арматурных каркасов

Для чего нужен металлический каркас

Все взаимосвязано. Основание служит базисом и гарантом безопасности строения, а каркас из арматурных прутьев — это главная составляющая крепости и долголетия фундамента. Она связывает своими элементами основание из железобетона.

Железные прутья рабочей арматуры выполняют функцию сопротивления нагрузкам, которые направлены на растяжение, и увеличивают усилия зон сжатия. Монтажная арматура скрепляет рабочие прутья каркаса.

Главная задача арматурного каркаса — недопущение растрескивания и деформации бетона под весом строения и воздействием сил пучения грунта, а это значит — предотвращение разрушения основания и постройки. Из написанного выше следует, что вопрос о том, как вяжут арматуру для фундамента, совсем не праздный.

Способы

Необходимо для начала рассмотреть, какие вообще существуют способы вязки арматуры для фундамента. Они отличаются между собой по типу:

  • инструмента;
  • материала;
  • схемы вязки;
  • типу арматуры.

По типу инструмента — это может быть как вязание арматуры для фундамента вручную, так и с помощью специального инструмента. В качестве последнего используют специальные вязальные крючки, шуруповерты, специальные пистолеты, выпускаемые как раз для выполнения этой операции.

В качестве материала, который используется для соединения прутьев арматуры между собой используется:

  • вязальная проволока — это самая распространенная и надежная технология вязки арматуры для фундамента, потому что выполняется с завязыванием узла.
  • скрепки — представляют собой прихваты из проволоки, которые в отличие от перевязки вязальной проволокой, выполняются без вязки узла.
  • хомутики небольшого размера из пластмассы — этот новый материал получил распространение благодаря простоте монтажа и высокой скорости вязки, к тому же ему не страшна коррозия. Однако такая связка арматуры для фундамента вызывает определенный скептицизм у профессионалов. Подробнее читайте здесь.
  • клипсы — выполнены в виде защелок, фиксирующих соседние прутья между собой.
  • сварное соединение — этот старый способ не получил распространения, поскольку сварное соединение, по причине его хрупкости, подвержено растрескиванию во время заливки бетоном и не обладает необходимой надежностью. Для выполнения качественного сварного соединения нужен специалист-сварщик высокой квалификации.

Автоматический крюк для вязки арматуры

Ускорить и автоматизировать процесс скручивания позволяет специальное приспособление с реверсивным принципом действия. При первом взгляде оно похоже на стандартное ручное устройство, однако отличается наличием винтового механизма, состоящего из следующих частей:

  • пластмассовой рукоятки с внутренней винтовой нарезкой;
  • рабочего органа с винтовой резьбой на стержне.

Указанные элементы в собранном виде образуют механизм с возвратно-поступательным принципом действия. Реверсивное приспособление работает достаточно просто – перемещение ручки вызывает поворот рабочего органа, на который надета проволочная петля.

Преимущества реверсивного приспособления:

  • увеличенная производительность связывания проволоки;
  • возможность использования в зонах с ограниченным доступом;

Автоматический крюк для вязки арматуры

  • легкость производства вязальных операций;
  • долговечность устройства при регулярном смазывании.

Приспособление имеет единственный недостаток – повышенную цену, если сравнивать со стоимостью обычного ручного инструмента.

Используя реверсивный инструмент, вязальщик, не утомляясь, может выполнить увеличенный объем работ. По эффективности винтовое устройство превосходит ручное приспособление, когда необходимо вручную протянуть и закрутить проволочные концы. Без переустановки рабочего зацепа, путем циклического перемещения рукоятки можно добиться надежного крепления.

Порядок действий по применению приспособления:

  • Вставьте зацеп инструмента в скрученную петлю.
  • Потяните рукоятку на себя вдоль рабочей оси.
  • Верните ручку в начальное положение.
  • Произведите следующий цикл перемещения.

Можно также самостоятельно сделать полуавтоматическое устройство для затягивания с помощью обычного шуруповерта. Потребуется загнутый гвоздь без шляпки или г-образный пруток, конец которого необходимо вставить в патрон инструмента. Немного потренировавшись, несложно овладеть принципами работы с использованием этого приспособления.

Пошаговая инструкция по вязке арматуры

В некоторых статьях утверждается, что вязать арматуру легко и просто. Это правда,если вам необходимо зафиксировать 5–10 прутков. Для большого объема надо иметь практические навыки, а они не появляются легко и просто, надо натренировать глаз и мышцы, довести свои действия до автоматизма. Только после этого вязание будет по-настоящему простым и качественным. 

Перед началом работы болгаркой разрежьте моток проволоки с таким расчетом, чтобы длина равнялась 15–20 см, конкретные значения зависят от диаметра арматуры. 

Шаг 1. Согните проволоку пополам и положите на ладонь левой руки –заготовки всегда будут рядом,не надо совершать лишних движений,расходовать силы и терять время. 

Заготовки

Количество заготовок примерно 40–50 шт., выбирайте столько, сколько удобно удерживать в руке. Если концы перепутались, то носиком крючка поправьте их, проволока должна вытягиваться легко и по одной, рядом расположенные не будут падать на землю. 

Шаг 2. Правой рукой вытяните из пучка одну проволоку, пальцами левой руки согните концы, а правой уменьшите радиус изгиба. Не надо делать радиус очень маленьким, это усложняет попадание в него носиком крючка. Приходится долго прицеливаться, поправлять положение и только после этого вязальный крючок может занять рабочее положение. 

Приемы вязки арматуры

Шаг 3. Под углом примерно 90° согните кончик проволоки. Очень важно правильно определить длину загибаемой части, от этого зависит количество оборотов крючка и, соответственно, скорость вязания. Длина зависит от диаметров связываемой арматуры, она должна примерно на сантиметр превышать их сумму. Если все сделать правильно, то завязывание происходит после 2–3 оборотов крючка. Выше мы уже упоминали, что профессионалы никогда не пользуются шуруповертом, за то время, пока он настраивается, рука сделает несколько вращательных движений, можно приступать к фиксации следующего узла. Сгибание проволоки выполняет еще одну функцию – упрощает ее подвод под узел привязывания. . Шаг 4. Левой рукой подденьте согнутым кончиком проволоки под арматурину, изгиб должен немного возвышаться над поверхностью верхнего прутка. 

Шаг 4. Левой рукой подденьте согнутым кончиком проволоки под арматурину, изгиб должен немного возвышаться над поверхностью верхнего прутка. 

Проволоку нужно поддеть под арматуру

Шаг 5. Длинные концы плотно зажмите пальцами левой руки, а правой потяните крючок на себя. Усилия средние, вам надо выпрямить проволоку и плотно прижать ее к арматуре. Тяните проволоку до тех пор, пока она примерно на сантиметр не возвышается над сеткой. Положение крючка должно быть вертикальным

Здесь важно регулировать, с какой стороны вытягивается проволока. Если согнутая половинка имеет достаточную длину, то сильно зажмите отрезанные, не позволяйте им увеличиваться

И наоборот, если надо подтянуть кольцо, но немного попускайте их.

Крючком нужно подтянуть проволоку

Шаг 6. Прислоните концыпроволоки к крючку и начинайте его вращать. Стягивайте до тех пор, пока усилие немного не увеличится. Очень сильно не надо, проволока порвется и придется все повторять сначала.

Скручивание проволоки крючком

Сила определяется опытным путем, после нескольких вязок вы уже будете понимать, как правильно и рационально работать. Все движения станут оптимальными, лишние исключаются. 

Вязка арматуры с помощью крючка

Не спешите и не нервничайте, вяжите в спокойном темпе. Непродуманные движения приносят только вред. Как только началось закручивание, сразу отпускайте концы проволоки в левой руке. Носик крючка их подденет и загнет в горизонтальное положение, ничего потом не придется поправлять. 

Вязка арматурыСхема вязки арматуры

Переходите на полуавтоматический крючок только после того, как появится солидный практический опыт работы с обыкновенным. Этот инструмент требует более точной регулировки длины проволоки, при невыполнении условия работа не упрощается, а усложняется в сравнении с простым.

Технология соединения прутьев крючком

Схема приемов вязки по рабочему чертежу монолитной конструкции.

Технология соединения прутьев арматуры для фундамента достаточно проста и не обусловливается типом крючка: вязальная проволока, так или иначе, затягивается петлей, соединяя тем самым металлические прутья.

Вязка арматуры происходит после выполнения подготовительных работ и монтажа вертикальных прутьев. Для монтажа арматуры используют рабочий чертеж монолитной конструкции.

На практике существует две основных технологии вязки:

  1. Одной петлей для соединения внахлест.
  2. Двумя петлями для соединения встык.

Важно! В работе следует использовать только обожженную проволоку с круглым профилем и диаметром в 1 мм, так как она отличается гибкостью и эластичностью: хорошо прилегает к прутьям и не рвется при вязке. Принцип вязания арматуры одной петлей на первых этапах не зависит от типа крючка. Различия в работе разными инструментами будет только в способе вращения стержня: кистью, по инерции или автоматически

Различия в работе разными инструментами будет только в способе вращения стержня: кистью, по инерции или автоматически

Принцип вязания арматуры одной петлей на первых этапах не зависит от типа крючка. Различия в работе разными инструментами будет только в способе вращения стержня: кистью, по инерции или автоматически.

Чтобы соединить прутья каркаса необходимо:

  1. Нарезать вязальную проволоку на отрезки по 20-40 см (зависит от диаметра прутьев).
  2. Сложить отрезок вдвое и обернуть вокруг стыков в месте пересечения прутьев немного внахлест.
  3. Взять крючок, протянуть его в петлю.
  4. Зацепить инструментом два свободных конца проволоки.
  5. Скрутить проволоку в натяг, слегка приподнимая инструмент вверх.
  6. Извлечь инструмент из петли и проверить качество узла.

Схема типов проволочных узлов при ручном способе вязки.

Материалы для вязки арматуры

Чтобы провести вязку арматуры, нужно сначала купить все необходимое. Прежде всего, это сама арматура: используются стальные пруты определенного диаметра и длины. От толщины арматуры напрямую зависит надежность и прочность готового фундамента, и менее 6 мм в диаметре прутья быть не должны. По длине, в основном, все стержни стандартные – от 6 метров. Лучше приобрести арматуру с доставкой: это удобно и сэкономит силы и время, затраченные на возведение фундамента

Также обратить внимание стоит на поверхность арматуры, ведь есть гладкие изделия, а есть прутья с насечками, гребнями, рифлением. Последние отличаются лучшей адгезией с бетоном, поэтому в итоге получается болле прочная конструкция. Металлические стержни соединяют либо с помощью проволоки, либо с помощью пластиковых хомутов

И именно качество этих соединительных элементов напрямую влияет на целостность и прочность

Металлические стержни соединяют либо с помощью проволоки, либо с помощью пластиковых хомутов. И именно качество этих соединительных элементов напрямую влияет на целостность и прочность.

Проволока для вязки арматуры выбирается с круглым сечением и диаметром 1,2-1,4 мм: если взять более тонкую, то она не справится с нагрузкой, а если более толстую – то ее тяжело будет сгибать. Отлично подходит для данных целей обожженная стальная проволока, которая продается, как правило, в бухтах. Она легко гнется, быстро принимает нужную форму, но при этом отличается высокой прочностью и долговечность. Необожженную проволоку лучше для данных целей не использовать, с ней работать намного труднее: согнуть ее сложно, она часто ломается, но при необходимости ее можно превратить в обожженную. Так, достаточно подержать ее над открытым огнем, а потом оставить охлаждаться на воздухе в течение получаса.

Для вязки понадобятся отрезки проволоки длиной 25-30 см: отрезать или откусывать каждый раз необходимый кусок не очень удобно, поэтому опытные специалисты рекомендует сложить проволоку в несколько раз, соблюдая нужную для работы длину, а потом просто болгаркой перерезать места сгиба. Таким образом, уже через несколько минут все элементы будут готовы, и на постоянное отрезание не придется отвлекаться.

Сейчас все больше популярностью начинают пользоваться пластиковые хомуты, однако многие строители остаются настроенными консервативно и не доверяют этому способу крепления. Тем не менее, использование хомутов обеспечивает надежную фиксацию арматуры, но связано и с множеством тонкостей. Так, «голый» каркас плохо выдерживает динамические нагрузки, и если неправильно наступить на верхние элементы всей конструкции во время сборки или неправильно залить ее бетоном, то некоторые крепления могут не выдержать и треснуть

С особой осторожностью нужно будет использовать и вибрационное оборудование при уплотнении бетона. Очевидным преимуществом пластиковых хомутов является максимально простой процесс их использования, ведь достаточно просто хорошенько затянуть хомут на месте соединения двух прутьев, а это можно сделать быстро и легко

Чем вяжут арматуру

Поскольку в строительстве фундаментов и капитальных стен используют в основном арматуру в виде стальных стрежней, их соединение для восприятия сжимающих или растягивающих напряжений обязательно. В массовом строительстве для соединения применяется метод сварки и вязки, в индивидуальном – обычно только вязки. При этом вязка арматуры выполняется с помощью:

  • вязальной проволоки;
  • арматурных фиксаторов.

Под термином «вязальная проволока» понимается круглая проволока из низкоуглеродистой стали по ГОСТ3282-74. Она может быть обычной и термически обработанной (с маркировкой «О»), с покрытием и без. Толщина цинкового покрытия определяет класс материала.

Выбирая, какой проволокой вязать арматуру, следует обращать внимание на марку бетона и условия эксплуатации конструкции. При этом учитываются механические свойства

Так, если вязка арматуры под фундамент предполагается вручную, лучше выбирать более тонкий вариант, поскольку без специального инструмента толстая проволока для вязки арматуры требует значительных усилий.

Кроме низкоуглеродистой проволоки промышленного производства допустимо использование металлокорда из автомобильных шин. При сжигании шин металлокорд высвобождается и одновременно проходит термическую обработку, что в дальнейшем упрощает работу с ним. Такой вариант вязального материала приемлем только при малых объемах работ и индивидуальном малоответственном строительстве.

Применимы также пластиковые хомуты, обычные и со стальным сердечником. Обычно они используются для стеклопластиковой арматуры. Применение хомутов допустимо в случаях, когда жидкий бетон не будет подвергаться механическим нагрузкам в процессе застывания (по нему не будут ходить, складывать тяжелые вещи, нагружать другими строительными материалами). Этот вариант применим для малоэтажной застройки, поскольку в процессе заливки большой массы бетонной смеси крепления могут смещаться вместе с арматурой. Смещение нарушает работу каркаса и приводит к изменению расчетной прочности конструкции.

Это интересно: Виды колючей проволоки и особенности ее монтажа: читаем по пунктам

Полезные советы перед началом вязки арматуры

Во-первых, запомните главное правило: арматура не соединяется с помощью сварки, а именно связывается.

Связывание арматуры – схема

Суть в следующем: контакт металла с электродом способствует уменьшению прочности первого настолько, что даже нагрузки, происходящие при минимально возможной усадке фундамента, способны привести к катастрофическим последствиям, последовательность которых обычно следующая:

  • места соединения арматуры разрушаются;
  • армирующий каркас распадается;
  • бетонная конструкция начинает трескаться.

Сварка армокаркаса на станке

Во-вторых, вертикальные опорные стержни, устанавливаемые в качестве опор для горизонтально ориентированных прутков, нельзя просто забивать в землю. Правильно делать так: нижний армирующий ряд укладывается на специальные пластиковые фиксаторы (т.н. «подстаканники», демонстрировались ранее), а верхняя часть вертикальных прутьев связывается с верхним рядом каркаса. Подобное размещение исключит контакт прутьев с внешней средой.

Схема армирования угла

Пластиковый фиксатор для арматуры

В-третьих, верхний горизонтальный ряд каркаса должен обвязываться изнутри – так сложнее, но правильнее. Нередко неосведомленные застройщики допускают ошибку, оставляя верхний ряд каркаса незафиксированным. Если бетон будет заливаться вручную, ничего страшного в подобных условиях не случится. При заливке же специальным бетононасосом смесь подается под давлением. Создаваемое давление будет приводить к раздвиганию арматуры в стороны, в результате чего проволока может лопнуть.

В-четвертых, при выполнении армирования нужно уделять особое внимание углам конструкции, т.к. именно они являются самым слабым местом фундамента. В таких участках прутья не укладываются под прямым углом, а сгибаются

Перехлесты, при этом, прячутся в стене

В таких участках прутья не укладываются под прямым углом, а сгибаются. Перехлесты, при этом, прячутся в стене

Важно, чтобы соседние арматурные прутки не перехлестывались в одной точке. Принцип продемонстрирован на изображении

Принцип правильного армирования

Подготовительные мероприятия

Приняв решение самостоятельно выполнять работы по фиксации стальных прутков, выполните подготовительные работы:

  • Рассчитайте нагрузку, которую будет воспринимать будущее основание. Учитывая серьезность задачи, воспользуйтесь услугами профессионалов.
  • Руководствуясь результатами расчетов, подберите необходимую марку и диаметр стержней, который не должен быть меньше 12-14 миллиметров. Применение прутков, класса A3 позволит при изготовлении каркаса осуществлять их изгиб на 90⁰ без появления трещин, а стержней класса А2 – на угол, превышающий 90 ⁰, с сохранением их целостности.
  • Рассчитайте потребность в вязальной проволоке и стальных прутьях. Основание для определения общего объема материала – схема вязки арматуры для ленточного фундамента.
  • Позаботьтесь о помощниках, так как процесс вязки достаточно трудоемкий и утомительный.

Что значит «вязать» арматуру?

Каркас из арматуры — это неотъемлемая часть фундамента, которая помогает создать надежное и прочное основание дома или любого другого сооружения. Чтобы готовый металлический каркас прослужил не один десяток лет и выдержал серьезные нагрузки, вязать арматуру необходимо с использованием специальной проволоки и, соблюдая определенные технологические требования.

Прочная и качественно выполненная вязка из арматуры необходима, чтобы сохранить пространственную форму фундаментальной основы строения при ее заливке. Арматура для фундамента представляет собой металлические стержни длиной от 6 метров и диаметром от 6 мм. Прочностные характеристики такого вида стержней напрямую зависят от их толщины: чем больше диаметр металлического стержня, тем будет выше надежность каркаса.

Металлический профиль стержня может быть гладким, с периодическими гранями, рифленым, с насечками или ребрами. Наличие вышеперечисленных особенностей способствует лучшему сцеплению металла с бетонным раствором. Сцепляемость гладкого стержня с бетоном в 2 раза ниже показателя сцепляемости рифленого стержня. Для создания фундамента высокой прочности могут использоваться для армирования швеллера или металлические уголки.

Схема вязки может быть двух типов:

  1. Плоская. В этом случае металлические стержни скрепляются между собой в одной плоскости, чаще всего в горизонтальной.
  2. Пространственная. Это наиболее распространенный метод вязки, он используется для ленточного фундамента для любых грунтов. Пространственная схема позволяет создать каркас объемной формы, который будет противостоять продольным и поперечным нагрузкам, благодаря своей эластичности и гибкости.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Крючок для вязки арматуры своими руками

При строительстве загородного коттеджа или дачного домика крючок для вязки арматуры можно изготовить самостоятельно из подручных материалов.

Крючок из электрода

Для производства инструмента понадобится:

  • электрод для сварки диаметром 3-4 мм;
  • ручка от строительного мастерка или кусок резинового шланга небольшого диаметра.

Крючок пригодится в случае небольшого объема работ. С таким крючком используется в основном тонкая проволока для вязки, так как использование данного инструмента подразумевает ручной труд, от чего кисть руки может быстро устать.

Устройство из электрода выполняется по этапам:

  1. От шланга отрезается кусок и выполняется ручка, подходящая по размеру стержня.
  2. Стержень и рукоятку соединяют с помощью эпоксидной смолы.
  3. Рабочую часть будущего крючка сгибают под 90о, отступая от рукоятки примерно 6 см.
  4. При этом наконечник размером в 2 см деформируют в форме дуги.

После проведения всех манипуляций крючок для вязки проволоки натачивают напильником.

Крючок из арматуры

Крючок со стрежнем из арматуры выдерживает достаточно большую нагрузку. Для изготовления инструмента понадобится:

  • арматурный стержень диаметром 6-8 мм;
  • шестигранные шайбы или гайки, которые устанавливают на стержень в качестве фиксаторов;
  • ручка от старого инструмента: отвертки или валика для покраски.

Арматура вставляется в ручку и фиксируется при помощи шайбы или гайки. Стержень необходимо изогнуть как в случае производства крючка из электрода. При этом кончик арматурного прута стачивается и скручивается в форме петли.

Процесс изготовления вязального крючка из арматуры не отличается сложностью. При этом конструкция получается прочная, что позволит использовать инструмент продолжительное время.

Крючок с применением шуруповерта

Простой способ изготовления полуавтоматического инструмента для связывания арматуры. Для этого применяют металлический стержень или крупного размера гвоздь с оторванной шляпкой. Острый кончик стержня загибают по форме крючка. Другой стороной вставляют в отверстие шуруповерта и закрепляют. Таким образом, происходит вязка за счет работы электродвигателя строительного инструмента, что значительно упрощает и ускоряет процесс.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса  монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Инструкция по изготовлению крючка

Заводские изделия часто не могут полностью удовлетворить потребности строителей, особенно когда предстоят большие объемы работ по вязке каркаса для фундамента. Рассмотрим, как сделать крючок для вязки арматуры своими руками.

Чаще всего работники указывают на недостаточную длину стержня, что не дает возможности вязать узлы в труднодоступных местах, или на неправильный изгиб кончика. В таких случаях приходится делать вязальный крючок прямо на стройплощадке из подручных материалов.

Из арматуры

Для изготовления самодельного крючка понадобится не более двух часов. Такой инструмент арматурщик делает по нужным размерам под свою руку. Чтобы сделать крючок из арматуры, нужно приготовить:

  • отрезок рифленой арматуры длиной 350-500 мм. Толщина прута — не более 10 мм;
  • заготовка для рукоятки из дерева или пластика;
  • две шайбы с внутренним диаметром равным толщине прута;
  • две гайки или два подшипника;
  • пассатижи;
  • топор;
  • электродрель со сверлом по дереву 10 мм;
  • углошлифовальная машинка с диском для резки металла;
  • наждачная бумага.

Последовательность действий при изготовлении крючка для вязания арматуры своими руками:

Чтобы придать будущему изделию гладкую поверхность, железные ребра срезают с прута углошлифовальной машинкой. Этот пункт можно было бы пропустить, если сразу взять гладкий арматурный прут, но рифленые пруты обладают более высокой прочностью и лучше подходят для изготовления самодельного инструмента.

Деревянную заготовку просверливают по центру, подгоняя отверстие под диаметр прута. Делать отверстие нужно точно по центру ручки. После подгонки ручки, ее шлифуют наждачной бумагой.

  • На один конец прута наваривается стопорная гайка, не позволяющая ручке слетать. Для этой цели также можно использовать подшипник. На прут последовательно одевают шайбу, деревянную ручку, снова шайбу и гайку. Чтобы ручка хорошо проворачивалась при вязке проволоки, между шайбами должно оставаться небольшое расстояние. Поэтому, при наваривании второй гайки, нужно между ручкой и шайбой подложить сложенную в несколько раз бумагу, которую потом легко удалить.
  • Второй конец прута затачивается с помощью углошлифовальной машинки и диска по металлу.
  • Отступив от ручки 15-20 мм, прут изгибают под углом 140 градусов, как показано на рисунке. Отступив от места сгиба еще 20 мм, прут еще раз загибают под углом 100 градусов. При работе нужно следить, чтобы все изгибы не выходили за пределы одной плоскости.

Чтобы ручка не рассохлась и не треснула, ее прокрашивают пропиткой дважды. После высыхания пропитки наносится лак.

После завершения работ проводят пробную вязку. При необходимости, меняют углы загиба прутка, подстраивая инструмент под себя.

Из электрода

Если необходимо выполнить небольшой объем работы, можно изготовить крючок для вязания арматуры своими руками из электрода. Понадобятся:

  • углошлифовальная машинка;
  • плоскогубцы;
  • электрод 4 мм.

Даже неопытный мастер потратит на изготовление крючка из электрода не более 10 минут. Алгоритм действий следующий:

  • с электрода удаляется флюс;
  • от конца отступают 20 мм и загибают пруток под углом 90 градусов;
  • от второго конца делают отступ в 40 мм и так же загибают пруток под углом 90 градусов;
  • двигаясь от второго конца далее, на расстоянии 120 мм от первого загиба вновь изгибают пруток под углом 90 градусов;
  • откладывают еще 50 мм и делают еще один загиб под тем же углом;
  • конец инструмента затачивают углошлифовальной машинкой.

Из шуруповерта

Еще проще самостоятельно сделать вязальный полуавтомат из шуруповерта. Вместо стандартных бит, в него вставляют кровельный гвоздь, у которого откусывают кусачками шляпку. Кончик гвоздя загибают под нужным углом – инструмент готов

Процесс арматурного вязания

Для фундамента столбчатой или свайной конструкции каркас просто необходим. Обыкновенный бетон с добавлением арматуры превращается в железобетон, по этой причине её используют при строительстве домов и других зданий.

Как правильно вязать арматуру своими руками? Есть много способов, но строители применяют вязку с помощью проволоки. Дополнительно применяя такие инструменты, как плоскогубцы, шуруповёрт или просто крючки.

Крючок является самым популярным, универсальным и практичным из всех инструментов при вязки. Процесс выполнения арматурной вязки выполняется в несколько несложных действий:

  • Проволоку необходимо связать пополам, затем происходит накидывание арматуры на прутья, которые заранее должны быть параллельно уложены.
  • Далее на крючок насаживают образованную петлю и оставшиеся свободными концы.
  • Крючок постепенно поворачивают, тем самым затягивая проволоку и надёжно фиксируя арматуру в надлежащем положении.
  • И наконец крючок снимается, перед вами готовое соединение.

В том случае, если работа предстоит с ленточным фундаментом, то для этого потребуются пластиковые хомуты для арматуры.  Но они, как правило, дорого стоят и не обеспечивают должной надёжности.

Вязка шуруповертом или крючком

Существует два основных способа вязки: соединения внахлест с помощью одной петли и стык при помощи двух петель. На практике все соединения вяжутся с помощью одной петли. Петля привлекает простотой и надежностью, а также возможностью обучиться этому способу в течение короткого промежутка времени.

Как вязать арматуру специальным крючком, написано ниже. Проволоку складывают вдвое, ее петля надевается на крючок, концами закрепляется точка соприкосновения прутов, затем они закладываются на крючок. При его вращении происходит закручивание проволоки.

Крючок вращается вручную. Чтобы ускорить работу, его можно вставить в патрон шуруповерта. При его включении крючок начинает вращаться и закручивать проволоку.

Способы вязки арматуры

Перед тем как выбрать конкретный способ, следует знать, что прочность соединения должна обеспечивать устойчивость каркаса только во время заливки бетона. Наличие на поверхности арматуры спиральных выступов намного облегчает процесс – надо лишь плотно прижать прутки друг к другу и они автоматически сцепляются.

Как можно фиксировать арматуру?

Вязка стеклопластиковой арматуры

При помощи электрической сварки

Таким методом в настоящее время на стройках почти не пользуются, но лет 40 тому назад он был главным, только так делали каркасы на промышленных предприятиях железобетонных конструкций. Сварка обеспечивала надлежащую прочность больших армирующих поясов. Их готовили в отдельном цехе, а потом перевозили на линию заливки.

Сварка арматуры

Вязка проволокой не обеспечивала жесткости, часто прутки смещались от первоначального положения. Как следствие – появление брака.

Но у такого способа есть несколько существенных недостатков.

  1. Во-первых, надо на рабочем месте держать сварочный аппарат и длинные кабели, что намного усложняет работы, приходится их перетаскивать между арматуринами, распутывать и т. д.
  2. Во-вторых, существуют большие риски повреждения защитной изоляции кабелей об острые концы прутков, а это крайне опасно для жизни сварщика.
  3. В-третьих, не на всех строительных объектах есть электричество.

При помощи вязальной проволоки

Вязка может выполняться ручным, полуавтоматическом или автоматическим методом. Последний вариант применяют только профессиональные строители, постоянно выполняющие эту операцию. Ручной метод обыкновенными крючками можно считать самым простым и доступным. Что касается скорости вязания, то она зависит не столько от инструментов и приспособлений, сколько от профессионализма рабочего.

Вязка арматуры

Именно на втором способе мы остановимся более подробно, промышленные варианты к индивидуальным застройщикам отношения не имеют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector